1
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА….……………………….
Нормативно-правовая база ……………………………….
Программно-целевые основания, положенные в основу
учебного плана……………………………………………..
Характеристика структуры учебного плана……………
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ………………………..
Дошкольный возраст, группы общеразвивающей
направленности…………………………………………….
Совместная образовательная деятельность воспитателя
и детей в режимных моментах…………………………….
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ………………..
Дополнительные образовательные услуги – кружковая
работа……………………………………………………….
Приложения……………………………………………….
3
3
4
7
12
13
13
14
15
15
16
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
1.1. Нормативно-правовая база
Учебный план разработан на основании нормативных правовых
регламентирующих функционирование системы в дошкольного образования
РФ документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г.);
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СП
2.4.3648-20);
локальных актах, регламентирующих систему работы МБДОУ № 60:
Устав МБДОУ - детский сад № 60 «Росинка»;
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 19209
от 28.12.2016 года Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области;
Положение о Педагогическом Совете МБДОУ № 60;
Программа развития ДОУ
Образовательная программа МБДОУ - детский сад № 60 «Росинка»
(ООП ДО);
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования ДОУ.
Учебный
план
муниципального
образовательного учреждения -
бюджетного
дошкольного
детский сад № 60 «Росинка» является
нормативным актом, регламентирующим организацию образовательного
процесса
в
ДОУ
методического,
с
учетом
кадрового
специфики
обеспечения,
Учреждения,
программно-
устанавливающим
перечень
образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на
3
проведение непосредственно организованной образовательной деятельности.
1.2.
Программно-целевые
основания, положенные в основу учебного
плана
Предлагаемый учебный план – это комплексное решение задач по
охране и укреплению психического и физического здоровья детей,
всестороннему воспитанию, гармоничному развитию личности ребёнка,
коррекции нарушений в развитии, на основе организации разнообразных
видов детской деятельности.
Ведущая цель учебного плана – это создание благоприятных условий
для
полноценного
проживания
ребёнком
дошкольного
детства,
всестороннего развития психических и физических качеств, подготовки
ребёнка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе
разнообразных видов детской деятельности путем взаимодействия всех
участников педагогического процесса, использования инновационных и
эффективных форм и методов работыс детьми.
В соответствии с ФГОС должно быть обеспечено развитие детей
дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В учебном плане предусмотрены закономерности и особенности
распределения учебной нагрузки для детей в возрасте от 3 до 8 лет.
Основными задачами учебного плана непосредственно
образовательнойдеятельности являются:
1.
Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.
Реализация
Федерального
государственного
образовательного стандарта
3.
Введение регионального компонента и институционального
компонента -компонента ДОУ.
4.
Обеспечение единства всех компонентов (федерального,
регионального иинституционального).
Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного
4
образовательного учреждения - детский сад № 60 «Росинка» работает по:
основной
общеобразовательной
программе
ДОУ,
разработанной на основе основной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой и парциальным программам, дополняющим
содержание образовательной деятельности и рекомендованным авторами
комплексной программы,
адаптированной
образовательной
программе
ДОУ
для
обучающихся с ТНР, ЗПР
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной
работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности
при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.
Содержание данных комплексной и парциальных программ способствует
целостному
развитию
личности
ребенка
дошкольного
возраста
по
образовательным областям:
-
физическое развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
социально-коммуникативное развитие;
-
художественно-эстетическое развитие.
Учебный план соответствует Уставу и виду дошкольного учреждения.
МБДОУ д/с № 60 работает в режиме пятидневной рабочей недели,
длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов с
0 7 . 0 0 до 17.30.
В ДОУ функционирует 3 групп:
Название групп
Возраст
Кол-во групп
младшая (средняя) группа
с 3 до 4(5) лет
1 группы
старшая группа
с 5 до 6 лет
1 группы
подготовительная группа
с 6 до 7 лет
1 группы
Учебный год в МБДОУ д/с № 60 начинается с 1 сентября и
5
заканчивается 31 мая, таким образом, длительность учебного периода
учебного года будет составлять 35 учебных недель.
В
дни
каникул
образовательная
проводится
деятельность
непосредственно
только
организованная
художественно-эстетической
и
оздоровительной направленности (музыкальная и оздоровительная). В летний
период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и
т.п, увеличивается продолжительность прогулок.
Соблюдение и правильное выполнение учебного плана исключает
умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка
дошкольного возраста.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
принцип
научной
обоснованности
и
практической
применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и
достаточности;
развивающих
принцип
и
обеспечения
обучающих целей
единства
и
задач
воспитательных,
процесса
образования
дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания,
умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
дошкольников;
принцип
интеграции
непосредственно
образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический
принцип
построения
образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
6
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
построение непосредственно образовательного процесса с
учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы
работы.
Характеристика структуры учебного плана
1.3.
Учебный план составлен для групп общеразвивающей
напрвленности.
Учебный план подкрепляется примерным режимом дня по
каждой возрастной группе, сбалансированностью учебной нагрузки, сеткой
занятий.
13.
Режим дня в ДОУ разработан согласно действующему
СанПиН 2.4.3648-20 Организация в ДОУ правильного режима дня
предусматривает личностно- ориентированный подход к организации всех
видов детской деятельности, их рациональную продолжительность и
разумное чередование, а также отдых детей в течение суток.
Основным принципом правильного построения режима в дошкольном
учреждении является его соответствие возрастным психофизиологическим
особенностям детей. Режим дня гибкий, ориентирован на возрастные и
индивидуальные особенности детей, скорректирован с учетом работы
МБДОУ- детского сада № 60 «Росинка», приоритетных направлений
деятельности, особенностей образовательного процесса ДОУ, а также
социального заказа родителей. Предусматривает, как организованные
педагогами (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и
совместную деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность
детей.
В соответствии с ООП ДО учебный план имеет:
1.
Инвариантную часть, которая реализуется через обязательную
часть основной и адаптированной общеобразовательных программ ДОУ. В
группах общеразвивающей направленности, определена на основании
7
содержания ООП ДО «От рождения до школы».
Вариативную
2.
часть,
которая
реализуется
через
часть
программы, формируемой участниками образовательных отношений и
включает
дополнительные
образовательные
услуги
(кружковые)
и
парциальные программы.
Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с
другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее
развитие детей.
В Плане устанавливается объем соотношение между обязательной
частью - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на
освоение ООП ДО и АООП ДО, и частью, формируемой участниками
образовательных отношений - не более 40 %.
В соответствии с ФГОС ДО учебный план составлен по 5
образовательным
образовательной
областям,
реализуемым
деятельности,
в
самостоятельной
непосредственно
деятельности
детей,
режимных моментах. К образовательным областям относятся:
«Социально - коммуникативное развитие»: «Нравственное
воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения», «Развитие
игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)», «Ребенок в
семье и
сообществе», «Формирование позитивных установок к труду и творчеству»,
«Формирование основ безопасности».
«Познавательное
исследовательской
математических
окружением»,
развитие»:
деятельности»,
представлений»,
«Ознакомление
с
«Развитие
познавательно
«Формирование
«Ознакомление
миром
-
элементарных
с
предметным
природы», «Ознакомление с
социальным миром»;
«Речевое
развитие»:
«Развитие
речи»,
«Приобщение
к
художественной литературы»;
«Художественно - эстетическое развитие»: «Приобщение к
искусству», «Изобразительная деятельность»,
«Конструктивно-модельная
8
деятельность»,
«Музыкальная
деятельность»,
«Развитие
игровой
деятельности(театрализованные игры)»;
развитие»:
«Физическое
«Формирование
начальных
представлений оздоровом образе жизни», «Физическая культура».
Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение
минимального количества непосредственно организованной образовательной
деятельности на изучение каждой образовательной области, которое
определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая
нагрузка. Часы кружковых, групповых и индивидуальных занятий входят в
объем максимально допустимой нагрузки.
4- 5
лет
5-6
лет
от 6
лет
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
30 мин
40 мин
45 мин
90 мин
3-4
года
Максимальная
продолжительность НОД
1 половина
Максимальный
дня
объем НОД в день
2 половина
дня
Максимальный
объем НОД в
неделю
кол-во
мин
10
150
мин
Минимальный перерыв между
НОД
25 мин
10
200
мин
15
350
мин
30 мин
20
600 мин
10 мин
не
указано
Проведение физкультурных
минуток
после дневного сна
не допускается
проводятся в середине НОД
статического характера,
включающую упражнения на
профилактику зрения, общей и
мелкой моторики, снятие
мышечнойусталости
(продолжительность 2-3 минуты),
между НОД
9
Объем учебной нагрузки определен согласно СП 2.4.3648-20.
Организованная образовательная деятельность, требующая
повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей,
проводится
в
первую
половину
дня
и
в
дни
наиболее
высокой
работоспособности (вторник, среда). Музыкальное воспитание детей ДОУ
осуществляет музыкальный руководитель. В целях профилактики утомления
детей
образовательная
деятельность
гармонично
сочетается
с
образовательными областями Физическое развитие и Художественно эстетическое развитие, реализация которых занимает не менее 50% общего
времени занятий. Образовательная деятельность по физической культуре и
музыке проводится со всей группой (по условиям ДОУ).
Форма организации занятий с 3 до 8 лет (фронтальные).
В образовательном процессе используется интегрированный подход,
который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды
детской деятельности.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ,
обеспечивает
направление
вариативность
деятельности
образовательных услуг
образования,
детского
сада
отражает
и
приоритетное
расширение
области
для воспитанников, предполагает реализацию
игровых занятий по дополнительному образованию в кружках и направлена
на поддержку образовательных областей основной части программы и
приоритетных направлений деятельности ДОУ.
Деятельность
по
дополнительному
образованию
(кружки)
проводятся соответственно действующему СП 2.4.3648-20 для каждой
последующей возрастной группы в отведенное время в 1-ую и во 2-ую
половину дня, не нарушая отведенного времени на прогулку и дневной сон.
Реализация
образовательной
деятельности,
согласно
учебному
плану, позволяет решать программные задачи, достигая при этом основной
цели программы: создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
10
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
11
2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение – детский сад № 60 «Росинка» в рамках учебного плана групп
учреждения
реализует
программы,
используемые
в
образовательном
процессе.
Реализация ООП ДО
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой – М., «Мозаика-Синтез», 2017г.
Дополнительные программы
«Мы живем на Урале» О.В. Толстикова, О.В. Савельева
гражданскопатриотической Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». -2013г.
направленности
Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по
основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ООП)
разработана на основе основной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2017г.); программ
дополнительного образования следующих направленностей: парциальная
программа гражданско- патриотического направления «Мы живем на Урале»
О.В. Толстикова, О.В. Савельева; парциальных программ, реализуемыми в
рамках кружковых занятий проводимые специалистами ДЮЦ, следующих
направленностей: художественное
"Разговор с песочком", социально -
педагогическая «Мотатолаб», естественно- научная
«Юный
исследователь».
12
3. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Основная
компонента
часть учебного плана состоит их федерального
и
реализуется
через
организованную
образовательную
деятельность.
3.1.
Дошкольный
возраст,
группы
общеразвивающей
направленности
Продолжительность одной ООД:
-
Младшая группа (3-5 года) – 15 (20) мин.
-
Старшая группа (5-6 лет) – 25 мин.
-
Подготовительная группа (6-7 лет) – 30 мин.
Перерывы
между ООД не менее 10 мин, в середине
физкультминутка, динамическая пауза, упражнения на релаксацию (2-3 мин.)
Образовательны
е области
Виды НОД
Младшая
(Средняя)
В
недел
ю
В
меся
ц
Подготови
тельная
Старшая
В год
В
недел
ю
В
меся
ц
В
год
В
недел
ю
В
мес
яц
В год
Обязательная часть Программы
Познавательн
оеразвитие
(ПР)
Речевое
развитие(РР)
Художественно эстетическое
развитие (ХЭР)
Физическое
развитие (ФР)
ФЭМП
Ознакомление с
окружающим
Миром
Конструирование
Развитие речи
Художественная
литература и
фольклор
1
4
37
1
4
37
2
8
72
1
4
37
1
4
37
1
4
37
-
-
-
1
4
37
1
1
4
4
37
37
1
1
4
4
37
37
-
-
-
1
4
37
1
4
37
Рисование
1
4
37
2
8
72
2
8
72
17
0,5
2
17
0,5
2
17
0,5
2
17
0,5
2
17
Лепка
0,5
2
Аппликация
0,5
Музыка
2
8
72
2
8
72
2
8
72
3
12
109
2
8
72
2
8
72
-
-
-
1
4
37
1
4
37
Физическая
культура в
помещении
Физическая
культура на
2
17
13
улице
Количество в неделю
10
40
363
13
52
400
14
56
437
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Дополнительные образовательные
услуги
1
4
37
2
8
72
2
8
72
Совместная образовательная деятельность
воспитателя и детей врежимных моментах
3.2.
Вид деятельности
Периодичность
Подготови
Младшая
Старшая
тельная
(Средняя)
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах
деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Конструктивно
деятельность
–
модельная
Игровая деятельность
Общение и проведение режимных
моментов
Дежурства
Прогулки
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Познавательно – исследовательская
деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
в центрах (уголках) развития
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Оздоровительная работа
ежедневно ежедневно
ежедневно
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
14
4. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
4.1. Дополнительные образовательные услуги – кружковая работа
Вариативная
часть Программы
реализуется
через
дополнительные
образовательные услуги (индивидуальная и подгрупповая) в первой и во второй
половине дня. В младших группах дополнительные услуги осуществляются
через игровую деятельность, поэтому не входит в максимально допустимый
объем образовательной нагрузки. В старших и подготовительных группах
дополнительные услуги осуществляются через кружковую работу, которая
входит в максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки.
Кружковая работа проводится в свободное от ООД время.
Виды услуг
Колво
Направленность
Название
Бесплатные
кружки
3
Художественная
«Разговор с
песочком"
«Мотатолаб»
Социальнопедагогическая
Естественнонаучная
Итого:
«Юный
исследователь»
Колво
детей
23
Руководитель
Плотникова К.В.
21
Бутакова Г.А.
23
Сон В.О.
Итого:
15
Приложение
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Средняя группа
Режимные
моменты
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика
07:00 - 08:10
Подготовка к завтраку, завтрак
08:10 - 09:00
Непосредственная образовательная деятельность, занятия
со специалистами (включая перерывы)
Время
09:00 - 10:00
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)
10:00 - 11:40
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность
11:40 - 12:00
Подготовка к обеду, обед
12:00 - 12:30
Подготовка ко сну, дневной сон
12:30 - 15:00
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность
15:00 - 15:40
Полдник
15:40 - 16:00
Игры, самостоятельная и организованная детская
деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход детей
домой
16:00 - 16:20
16:20 - 17:30
16
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Старшая группа
Режимные
моменты
Время
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика
07:00 - 08:20
Подготовка к завтраку, завтрак
08:20 - 09:00
Непосредственная образовательная деятельность, занятия
со специалистами (включая перерывы)
09:00 - 10:35
Подготовка к прогулке, прогулка
10:35 - 12.10
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность
12:10 - 12:20
Подготовка к обеду, обед
12:20 - 12:40
Подготовка ко сну, дневной сон
12:40 - 15:10
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность
15:10 - 15:50
Полдник
15:50 - 16:10
Игры, самостоятельная и организованная детская
деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой
16:10 - 16:30
16:30 - 17:30
17
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Подготовительная группа
Режимные
моменты
Время
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика
07:00 - 08:30
Подготовка к завтраку, завтрак
08:30 - 09:00
Непосредственная образовательная деятельность, занятия
со специалистами (включая перерывы)
09:00 - 10:50
Подготовка к прогулке, прогулка
10:50- 12:15
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность
12:15 - 12:30
Подготовка к обеду, обед
12:30 - 12:55
Подготовка ко сну, дневной сон
12:55 - 15:15
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность
15:15 - 16:00
Полдник
16:00 - 16:15
Игры, самостоятельная и организованная детская
деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход детей
домой
16:15 - 16:30
16:30 - 17:30
18
РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
Г
р.
Всего
кол-во
ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Время
проведен.
Младшая
9.00 - 9.20
10 9.30 - 9.50
9.00 - 9.25
Старшая
13
Понедельник
Вторник
Физическая
культура
Музыка
Ознакомление
с окружающим
миром
ФЭМП
Физическая
культура
10.10 - 10.35
Рисование
15.30.15.55
9.00 - 9.30
Рисование
9.40 - 10.10
Ознакомление
с
окружающим
миром
Музыка
Подготовительная
15
15.30-16.0
Физическая Рисование
культура (гр)
Физическая
культура
Лепка/
Аппликация
Физическа
я культура
(ул)
Кружковая
работа
ФЭМП
Четверг
Развитиеречи Физическая
культура
Ознакомление Развитиеречи ФЭМП
с окружающим
миром
9.35 - 10.00
10.20 - 10.50
Среда
Конструир
ование
Лепка/
Аппликация
Развитие
речи
Музыка
Физическая
культура (ул)
Развитие
речи
Физическая
культура
Пятница
Музыка
Аппликация
/лепка
Конструиров
ание
Музыка
Рисование
Развитие
речи
ФЭМП
Рисование
Физическая
культура
Музыка
Кружковая
работа
19