Профстандарт учитель - логопед

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,
тифлопедагог)
(наименование профессионального стандарта)

Регистрационный номер

I.

Общие сведения

Коррекция недостатков в развитии, воспитание и обучение, социальная
адаптация и интеграция в общество детей с ограниченными
возможностями здоровья
(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание коррекционно-развивающих и образовательных услуг по адаптированным
основным общеобразовательным и индивидуальным программам отдельными
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, организациями сферы здравоохранения и социального обслуживания,
осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида
деятельности)
Группа занятий:
2330
2341
2342
(код ОКЗ1)

Педагогические работники в
2352
средней школе
Педагогические работники в
2266
начальном образовании
Педагогические работники в
дошкольном образовании
(наименование)

Преподаватели, работающие с
инвалидами или лицами с
особыми возможностями здоровья
Аудиологи и специалисты по
развитию и восстановлению речи

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:
85.11

Услуги в области образования дошкольного

85.12

Услуги в области образования начального общего

85.13

Услуги в области образования основного общего

85.14

Услуги в области образования среднего общего

86.90

Услуги в области медицины прочие (логопедическая работа)

(код ОКВЭД2)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
код

A

B

С

наименование

Педагогическая деятельность
по проектированию и
реализации образовательного
процесса в дошкольных
образовательных
организациях и
общеобразовательных
организациях
Педагогическая деятельность
по проектированию и
реализации адаптированных
основных
общеобразовательных
программ
Коррекционно-развивающая
деятельность по преодолению
и профилактике недостатков в
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, организациях
сферы здравоохранения и
социального обслуживания

Трудовые функции

уровень квалификации

код

уровень (подуровень)
квалификации

Общепедагогическая
функция. Обучение

A/01.6

6

Воспитательная деятельность

A/02.6

6

B/01.6

6

B/02.6

6

Коррекционная деятельность

С/01.06

6

Развивающая деятельность

С/02.6

6

наименование

6

6

Педагогическая деятельность
по реализации
образовательных программ
дошкольного образования
Педагогическая деятельность
по реализации
адаптированных основных
общеобразовательных
программ

6

III.Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в дошкольных
образовательных организациях и
общеобразовательных организациях

Происхождение обобщенной
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Код

А

Уровень
квалификации

из
Код
оригинала

Возможные
наименования
должностей

6

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Олигофренопедагог,
Сурдопедагог,
Педагог-дефектолог,
Тифлопедагог,
Учитель-дефектолог,
Учитель-логопед (логопед)

Высшее образование по направлениям подготовки «Образование
и педагогика», «Образование и педагогические науки» или в
области, соответствующей преподаваемому предмету (с
Требования
к последующей профессиональной переподготовкой по профилю
образованию и обучению педагогической
деятельности),
высшее
образование
по
специальности «Дефектология», либо высшее образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации.
Требования
к
опыту
практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска
к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие
заболевания,
предусмотренные
установленным
перечнем

Дополнительные характеристики
Наименование документа

Код
2330

ОКЗ

2341
2342

Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
Педагогические работники в средней школе
Педагогические работники в начальном
образовании
Педагогические работники в дошкольном
образовании

4

2352
ЕКС3

-

ОКСО4
ПНПВО5

050000
44.00.00

Преподаватели, работающие с инвалидами или
лицами с особыми возможностями здоровья
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
Образование и педагогика
Образование и педагогические науки

3.1.1. Трудовая функция
Наименова
ние

Общепедагогическая функция.
Обучение

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Код

A/01.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код оригинала

Трудовые
действия

Необходимые
умения

6

Регистрационный номер
Профессионального стандарта

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках
адаптированных основных общеобразовательных программ
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов дошкольного образования, образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Участие в разработке и реализация программы развития
образовательной организации в целях создания специальных условий
для получения качественного образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
Планирование и проведение учебных занятий с учетом особенностей и
возможностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Систематический анализ эффективности учебных занятий
Формирование мотивации к обучению
Формирование универсальных учебных действий
Формирование жизненных компетенций
Формирование
навыков,
связанных
с
информационнокоммуникационными технологиями (ИКТ-технологиями)
Организация осуществления контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения адаптированных основных
общеобразовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья
Объективная оценка знаний обучающихся на основе вариативных
методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Владеть формами и методами специального обучения, в том числе
внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия,
экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные
практики и т.п.
Организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом
возможностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, с учетом возможностей образовательной организации, места

5

Необходимые
знания

Другие
характеристики

жительства и историко-культурного своеобразия региона
Объективно оценивать знания обучающихся на основе вариативных
методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития
личности и поведения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Владеть ИКТ-компетенциями:
 Общепользовательская ИКТ-компетентность,
 Общепедагогическая ИКТ-компетентность,
 Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей
области человеческой деятельности)
Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка, о
правах инвалидов, федеральные государственные образовательные
стандарты дошкольного образования, образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
История, теория, закономерности, принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место
специального образования в жизни личности и общества
Основы поликультурного образования
Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья разного возраста
Основы психолого-педагогической диагностики, особенности развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методологические принципы специального обучения
Методики специального обучения, виды и приемы современных
специальных педагогических технологий
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных
образовательных
стандартов
образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и адаптированная основная общеобразовательная
программа, его история и место в мировой культуре и науке
Пути достижения образовательных результатов и способов оценки
результатов обучения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья разного возраста
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция
Наименование

Воспитательная деятельность

Код

A/02.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

6
Происхождение
функции

трудовой

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала
Код оригинала

Трудовые действия

Регистрационный
номер
Профессионального
стандарта

Формирование представлений об объектах окружающей
действительности, явлениях, происходящих в общественной
жизни, способах взаимодействия людей друг с другом, правилах
поведения, принятых в обществе
Осуществление духовно-нравственного, общекультурного и
личностного развития (патриотическое, правовое, экологическое,
экономическое, трудовое, физическое, половое, санитарногигиеническое,
антиалкогольное
и
антинаркотическое,
эстетическое) обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их социального и эмоционального благополучия
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни
Регулирование поведения обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
для
обеспечения
безопасной
образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и
методов воспитательной работы, используя их, как на уроках, так и
во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию
обучающихся, независимо от их способностей, характера и
степени проявления недостатков в развитии обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Определение и принятие правил поведения обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего
распорядка в образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов
урочной
и
внеурочной
деятельности
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья (учебная, игровая,
трудовая, спортивная, художественная, общественная и т.д.)
Проектирование и моделирование воспитывающих ситуаций и
событий, развивающих индивидуально-личностные качества,
жизненные и социальные компетенции, ценностные установки
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Помощь и поддержка в организации деятельности органов
управления обучающихся (совет обучающихся)
Создание и обеспечение охранительного педагогического режима,
поддержание эмоционально положительной атмосферы и традиций
образовательной организации
Формирование толерантности в меняющейся поликультурной
среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей

7

Необходимые
умения

Необходимые
знания

(законных представителей) обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, помощь семье в решении вопросов
воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Строить воспитательную деятельность с учетом возраста,
особенностей развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, этнокультурных различий, половых и индивидуальных
особенностей
Использовать в общении с детьми с ограниченными
возможностями здоровья специальные вербальные и невербальные
средства, признавать их достоинство, понимая и принимая их как
равноправных участников образовательного процесса
Владеть методами воспитания (беседа, убеждение, внушение)
Создавать в учебных группах класса, студии дополнительного
образования,
кружка,
секции,
воспитательной
группы,
разновозрастные коллективы из обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, их родителей (законных представителей)
и педагогов
Формировать
ученический
коллектив
и
осуществлять
педагогическое руководство, с целью вовлечения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную активность
Осуществлять мониторинг и анализ реального состояния дел в
детском коллективе, сохранять деловую атмосферу взаимной
поддержки
Защищать достоинство и интересы обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, осуществлять помощь детям с
ограниченными возможностями здоровья, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации
Находить воспитательную ценность учебного знания и
информации, обеспечивать его понимание и включение в
практическую деятельность обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья
Владеть формами организации внешкольной деятельности
(экскурсия, поход, посещение объектов спорта, культуры и отдыха,
предприятий торговли, организаций здравоохранения,
правоохранительных органов)
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими
специалистами в решении воспитательных задач
Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; законодательство о правах
ребенка, о правах инвалидов, федеральные государственные
образовательные
стандарты
дошкольного
образования,
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
и
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
История, теория, закономерности, принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место
специального образования в жизни личности и общества
Основы поликультурного образования
Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья разного возраста

8

Другие
характеристики

Основы психолого-педагогической диагностики, особенности
развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методологические принципы воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Методики
воспитания
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья в реализации комплексного подхода,
виды и приемы специальных педагогических технологий
Содержание воспитательной деятельности в пределах требований
федеральных государственных образовательных стандартов
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и
проведение внешкольной деятельности (транспорт,
места
массового скопления людей, водоемы) с соблюдением правил
техники безопасности и правил дорожного движения
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
адаптированных основных
общеобразовательных программ

Происхождение обобщенной
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Код

B

Уровень
квалификации

из
Код
оригинала

Возможные
наименования
должностей

6

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Олигофренопедагог,
Сурдопедагог,
Педагог-дефектолог,
Тифлопедагог,
Учитель-дефектолог,
Учитель-логопед

Высшее образование по направлениям подготовки «Образование
и педагогические науки» или в области, соответствующей
преподаваемому предмету (с последующей профессиональной
Требования
к переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
образованию и обучению высшее образование по специальности «Дефектология», либо
высшее образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной
организации.
Требования
к
опыту
практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

9

Особые условия допуска
к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие
заболевания,
предусмотренные
установленным
перечнем

Дополнительные характеристики
Код

Наименование документа

2330
2341
ОКЗ

2342
2352

ЕКС

-

ОКСО
ПНПВО

050000
44.00.00

Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
Педагогические работники в средней школе
Педагогические работники в начальном
образовании
Педагогические работники в дошкольном
образовании
Преподаватели, работающие с инвалидами или
лицами с особыми возможностями здоровья
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
Образование и педагогика
Образование и педагогические науки

3.2.1. Трудовая функция
Наименова
ние

Педагогическая
деятельность
по
реализации программ дошкольного
образования

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Код

B/01.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
Профессиональног
о стандарта

Участие в разработке основной общеобразовательной программы
образовательной организации в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного
образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации, через
обеспечение безопасности жизни детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
поддержание
эмоционального
благополучия ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
период пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего и/или
дошкольного возраста в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного

10

Необходимые
умения

образования
Раннее выявление детей, испытывающих трудности в освоении
образовательной программы для организации психологопедагогического сопровождения и возможного изменения
образовательного маршрута
Организация и проведение мониторинга освоения детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья
образовательной
программы и анализ образовательной работы в группе с детьми
раннего и/или дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья
Определение образовательных и коррекционных задач с учетом
специальных
образовательных
потребностей
детей
с
ограниченными возможностями здоровья
раннего
и/или
дошкольного возраста
Разработка педагогических рекомендаций специалистам для
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной
программы
Формирование
психологической
готовности
детей
с
ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению
Организация
позитивного
психологического
климата
в
инклюзивной группе и условий для доброжелательных отношений
между детьми и толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья
Организация с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
ведущих в раннем и дошкольном возрасте видов деятельности:
предметная,
познавательно-исследовательская,
игровая,
продуктивная, создавая специальные условия, соответствующие
специальным
потребностям
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья
Консультирование родителей в связи с трудностями в освоении
ребенком программой дошкольного образования
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых
для решения образовательных задач развития детей с
ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного
возраста
Организовывать ведущие в раннем и дошкольном возрасте виды
деятельности, с учетом особенностей развития детей с
ограниченными возможностями здоровья
Использовать методы психолого-педагогического мониторинга,
позволяющие
оценить
результаты
освоения
детьми
с
ограниченными возможностями здоровья образовательных
программ, степень сформированности у них качеств, необходимых
для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях
обучения
Владеть всеми видами развивающей деятельностей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
(законными
представителями)
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач

11

Необходимые
знания

Другие
характеристики

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования,
реализации и оценки образовательной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного
возраста
Организовывать образовательный процесс с учетом особых
образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья
Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка,
о
правах
инвалидов,
федеральные
государственные
образовательные стандарты дошкольного образования
История, теория, закономерности, принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место
специального и инклюзивного образования в жизни личности и
общества
Современные тенденции развития дошкольного образования
Современные концепции нарушения развития в детском возрасте
Особенности детей с различными недостатками развития раннего и
дошкольного возраста
Методы обследования детей раннего и дошкольного возраста
Вариативные модели дошкольного образования и особенности
организации работы с детьми раннего возраста в условиях службы
ранней помощи и дошкольной образовательной организации
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция
Наименование

Происхождение
функции

Педагогическая
деятельность
по
реализации адаптированных основных
общеобразовательных программ
трудовой

Оригинал

X

Код

B/02.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

Заимствовано из оригинала
Код оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
Профессиональног
о стандарта

Проектирование
образовательного
процесса
на
основе
федеральных государственных образовательных стандартов
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
и
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом вариативных
особенностей развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Организацияи реализация
пропедевтического периода на
начальных этапахобучения
для адаптации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к образовательному
процессу в школе
Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья
социальной позиции обучающихся

12

Необходимые
умения

Определение совместно с обучающимся с ограниченными
возможностями
здоровья,
родителями
(законными
представителями), другими специалистами зоны его ближайшего
развития,
разработка
и
реализация
индивидуального
образовательного маршрута и индивидуальной программы
развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий до уровня, необходимого для
освоения адаптированных основных общеобразовательных
программ
Формирование общекультурных компетенций и понимания места
учебного предмета в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности
обучающегося эффективных способов его обучения и развития,
специальных образовательных условий для достижения
оптимальных результатов
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с
учетом особенностей психического развития лиц разных
категорий, а также своеобразия динамики развития учебной
деятельности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Организация образовательного процесса с учетом своеобразия
развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Корректировка учебной деятельности исходя из данных
мониторинга образовательных результатов с учетом особенностей
развития обучающихся разных категорий
Организация предметных олимпиад, конференций, викторин в
образовательной организации
Владеть специальными вербальными и невербальными средствами
общения с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и их родителями
Организовать урочную и внеурочную деятельность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, опираясь на достижения
специальной педагогики и специальной психологии, медицины,
нейрофизиологии и возрастной физиологии, школьной гигиены, а
также современных информационных технологий и методик
обучения
Применять современные образовательные технологии, включая
информационные,
дистанционные,
а
также
цифровые
образовательные ресурсы
Владеть основами работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой
Разрабатывать рабочую программу по учебному предмету, на
основе адаптированных основных общеобразовательных программ
и обеспечивать ее выполнение
Формулировать вариативные виды учебных задач (учебнопознавательных, учебно-практических, учебно-игровых) с учетом
дифференцированного подхода и организовывать их решение (в

13

Необходимые
знания

индивидуальной или групповой форме) в соответствии с
особенностями познавательного и личностного развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Организовать
самостоятельную
учебную
деятельность
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Во взаимодействии с родителями (законными представителями),
другими
специалистами
проектировать
и
своевременно
корректировать индивидуальную образовательную траекторию
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с задачами достижения всех видов образовательных
результатов (предметных, метапредметных и личностных)
Разрабатывать и реализовывать практико-ориентированное
обучение с элементами проблемных ситуаций, оперативно
обсуждать с обучающимися актуальные явления и события жизни
современного общества
Осуществлять
контрольно-оценочную
деятельность
в
образовательном процессе
Использовать современные способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных
технологий
(ведение
электронного документооборота).
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам,
специальным индивидуальным программам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных
ситуаций, средствами их профилактики и разрешения
Основные и актуальные для современной системы образования,
теории обучения, воспитания и развития детей
Федеральные государственные образовательные стандарты
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
и
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и содержание адаптированных
основных общеобразовательных программ
Методология специального образования
Теории и методы управления образовательными системами,
специальные образовательные условия, требования к оснащению и
оборудованию учебных кабинетов, средств обучения и их
дидактические возможности
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для
решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач (педагогика, психология, специальная
педагогика, специальная психология, медицина, нейрофизиология,
возрастная физиология, школьная гигиена; специальные методики
преподавания)
Психолого-педагогические
особенности
учащихся
разного
возраста с различными недостатками в развитии
Современные
педагогические
технологии
реализации
деятельностного,
компетентностного,
индивидуально-

14

Другие
характеристики

дифференцированного подходов с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Специальные
дидактические
основы,
используемые
в
образовательном
процессе
специальных
образовательных
технологий
Образовательные программы и учебники по преподаваемому
предмету
Особенности региональных, этнокультурных, языковых условий, в
которых реализуется используемая адаптированная основная
общеобразовательная программа
Методы и технологии поликультурного обучения
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности
образовательной
среды
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.3. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Происхождение
обобщенной
функции

Коррекционно-развивающая
деятельность по преодолению и
профилактике недостатков в развитии
детей с ограниченными возможностями
здоровья в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, организациях сферы
здравоохранения и социального
обслуживания

трудовой

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Код

С

Уровень
квалификации

из
Код
оригинала

Возможные
наименования
должностей

6

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Олигофренопедагог,
Сурдопедагог,
Педагог-дефектолог,
Тифлопедагог,
Учитель-дефектолог,
Учитель-логопед (логопед)

Высшее образование по направлениям подготовки «Образование
Требования
к и педагогические науки» или в области, соответствующей
образованию и обучению преподаваемому предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

15

высшее образование по специальности «Дефектология», либо
высшее образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной
организации.
опыту Требования к опыту практической работы не предъявляются

Требования к
практической работы

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и
законодательством Российской
Особые условия допуска виды которых установлены
к работе
Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным
перечнем
Дополнительные характеристики
Код

Наименование документа

Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
Педагогические работники в средней школе
Педагогические работники в начальном
образовании
Педагогические работники в дошкольном
образовании
Преподаватели, работающие с инвалидами или
лицами с особыми возможностями здоровья
Аудиологи и специалисты по развитию и
восстановлению речи
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед (логопед)
Образование и педагогика
Образование и педагогические науки

2330
2341
2342

ОКЗ

2352
2266
ЕКС

-

ОКСО
ПНПВО

050000
44.00.00

3.3.1. Трудовая функция
Наименование

Коррекционная деятельность

Происхождение трудовой
функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Код

С/01.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
Профессионального
стандарта

Анализ медицинской, психологической и педагогической
документации
для
построения
комплексной
программы
обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
коррекционной работе
Разработка программы обследования ребенка с ограниченными
возможностями здоровья

16

Необходимые
умения

Выявление в ходе педагогического обследования потребностей
ребенка
с ограниченными
возможностями
здоровья
в
коррекционной работе
Подготовка педагогического заключения по результатам
диагностики недостатков развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья
Разработка и реализация индивидуальных образовательных
маршрутов, индивидуальных коррекционных программ на основе
результатов диагностики развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья
Применение специальных методов и технологий коррекционной
работы
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума
Мониторинг динамики преодоления недостатков развития в
результате коррекционной деятельности
Изучение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья для выявления потребности в
комплексном сопровождении
Консультирование родителей и других специалистов с целью
профилактики вторичных недостатков в развитии ребенка
Разработка совместно с родителями семейно центрированных
программ сопровождения ребенка раннего и дошкольного возраста;
ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Просветительская деятельность, направленная на формирование
толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями
здоровья, их семьям
Сетевое
взаимодействие
со
специалистами
организаций
здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта,
правоохранительных органов для социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, включения их в
образовательное пространство и жизнь общества
Анализировать документацию специалистов (врачей, психологов,
педагогов,
социальных
работников,
работников
правоохранительных органов и т.д.)
Владеть
методами
психолого-педагогической
диагностики
недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями
здоровья
Организовывать психолого-педагогическое обследование детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
различными
недостатками развития разного возраста
Составить заключение по результатам диагностики ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
Разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
Разработать программу коррекционной работы с ребенком с
ограниченными возможностями здоровья
Осуществлять мониторинг динамики преодоления недостатков
развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Взаимодействовать с педагогами, психологами образовательной
организации

17

Необходимые
знания

Другие
характеристики

Взаимодействовать
со
специалистами,
осуществляющими
комплексное
сопровождение
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья в организациях здравоохранения,
социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных
органов.
Взаимодействовать с родителями, воспитывающими детей с
ограниченными возможностями здоровья разного возраста,
оказывать им консультативную помощь, обучать доступным
приемам коррекционно-развивающей работы
Взаимодействовать со средствами массовой информации,
общественными организациями для пропаганды толерантного
отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, их
семьям
Взаимодействовать в социальных сетях по оказанию помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья, их семьям
Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка,
о
правах
инвалидов,
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
дошкольного
образования,
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
и
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
История, теория, закономерности, принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место
специального и инклюзивного образования в жизни личности и
общества
Современные концепции нарушения развития в детском возрасте
Особенности детей с различными недостатками развития разного
возраста
Основные
дифференциально
диагностические
признаки
отклонений в развитии детей
Методы психолого-педагогической диагностики недостатков
развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Методы коррекции недостатков развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья на разных возрастных этапах
Особенности и проблемы семей, воспитывающие детей с
ограниченными возможностями здоровья и специальные
технологии работы с семьями
Технологии
консультативной
работы
со
специалистами
организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры,
спорта, правоохранительных органов и др., осуществляющими
комплексное
сопровождение
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья и его семьи
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.3.2. Трудовая функция
Наименование

Развивающая деятельность

Происхождение трудовой
функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Код

С/02.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код оригинала

Трудовые действия

Необходимые
умения

6

Регистрационный
номер
Профессионального
стандарта

Выявление в ходе педагогического наблюдения поведенческих и
личностных
проблем
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья, связанных с особенностями их развития
Применение методов психолого-педагогической диагностики для
оценки особенностей, уровня и динамики развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной,
комфортной и доступной образовательной среды, разработка
программ профилактики дезадаптации в образовательной
организации
Оказание
адресной
психолого-педагогической
помощи
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического
консилиума,
психолого-медикопедагогической комиссии
Разработка совместно с другими специалистами и реализация
совместно с родителями (законными представителями) программ
индивидуального развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья
Формирование системы саморегуляции поведения и деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на разных
возрастных этапах
Разработка совместно с родителями семейно центрированных
программ развития ребенка раннего и дошкольного возраста;
ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Психолого-педагогическая поддержка ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, вне зависимости от его реальных
учебных возможностей, особенностей поведения и эмоционального
состояния
Использовать в практике своей работы психологические подходы:
онтогенетический, культурно-исторический, деятельностный и
развивающий
Осуществлять совместно со специальным психологом и другими
специалистами
психолого-педагогическое
сопровождение
адаптированных основных общеобразовательных программ и
адаптированных общеобразовательных программ
Составить
психолого-педагогическую
характеристику
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Оценивать
образовательные
результаты:
предметные
и
метапредметные компетенции, динамику личностного развития

19

Необходимые
знания

Другие
характеристики

Педагогические закономерности организации развивающего
обучения
Законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологических законов периодизации и кризисов развития
Возрастные и клинико-психолого-педагогические особенности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особенности отношений в семьях, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровья
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

IV. Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация – разработчик

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова»
(наименование организации)

Ректор Нечаев Владимир Дмитриевич
(должность и ФИО руководителя)

(подпись)

4.2. Наименования организаций – разработчиков

Общероссийский классификатор занятий. Приказ Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 12.12.2014 № 2020-ст «О принятии и введении в действие общероссийского
классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)»
2
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Приказ Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в
действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014
(КДЕС Ред. 2) и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности
(ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»
3
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте
России 6 октября 2010 г. № 18638).
4
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
5
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об
утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован
в Минюсте РФ 14 октября 2013 г. № 30163)
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».