Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 декабря 2013 года,
регистрационный N 30550
Профессиональный стандарт
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Редакция с учетом изменений и дополнений на 5 августа 2016 года
1
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
01.001
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам
образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группа занятий:
2320
Преподаватели в средней
школе
3320
Персонал дошкольного
воспитания и
образования
2340
Преподаватели в системе
специального образования
3330
Преподавательский
персонал специального
обучения
3310
Преподавательский
персонал начального
образования
(код ОКЗ)
(наименование)
(код
ОКЗ)
(наименование)
_
_
Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1.
Услуги в области дошкольного и начального общего образования
80.21.1.
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего
образования
(код КВЭД)
(наименование вида экономической деятельности)
_
_
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт (функциональная карта вида профессиональной
деятельности)
Обобщенные трудовые функции
ко
д
А
наименование
Педагогическая
деятельность по
проектированию
уровень
квалифи
кации
6
и реализации
образовательного
процесса в
Трудовые функции
наименование
код
уровень
(подуровень)
квалификаци
и
Общепедагогическ
ая функция.
Обучение
А/01.
6
6
Воспитательная
деятельность
А/02.
6
6
Развивающая
деятельность
А/03.
6
6
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
дошкольного
В/01.
5
5
образовательных
организациях
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования
В
Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации
основных
5-6
общеобразовательн
ых
образования
программ
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
начального общего
образования
В/02.
6
6
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
основного и
среднего общего
образования
В/03.
6
6
Модуль
"Предметное
обучение.
Математика"
В/04.
6
6
Модуль
"Предметное
обучение. Русский
язык"
В/05.
6
6
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Происхождени
е обобщенной
трудовой
функции
Педагогическая деятельность
по проектированию и
реализации образовательного
процесса в образовательных
организациях дошкольного,
начального общего, основного
общего, среднего общего
образования
Оригинал
X
Ко
д
А
Уровень
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригин
ала
Регистрационный
номер
профессиональног
о стандарта
Возможные
наименования
должностей
Учитель,
Воспитатель
Требования к
образованию и
обучению
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические науки" или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, либо высшее образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" либо высшее
образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации
Требования к
опыту
практической
работы
Требования к опыту практической работы не предъявляются
Особые условия
допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и
виды которых установлены законодательством Российской
Федерации; признанные недееспособными в установленном
федеральным законом порядке; имеющие заболевания,
предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование
документа
ОКЗ
Код
Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
2320
Преподаватели в средней школе
2340
Преподаватели в системе специального
образования
3310
Преподавательский персонал начального
образования
3320
Персонал дошкольного воспитания и
образования
3330
ЕКС
-
Преподавательский персонал специального
обучения
Учитель
Воспитатель
ОКСО
050000
Образование и педагогика
_
_
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 года
N 18638).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Происхождени
е трудовой
функции
Общепедагогическая
функция. Обучение
Оригина
л
X
Ко
д
А/01.
6
Уровень
(подуровень)
квалификации
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Трудовые
действия
6
Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках
основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии
с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития
образовательной организации в целях создания безопасной и
комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и
подходов к обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных
достижений, текущих и итоговых результатов освоения
основной образовательной программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
Необходимые
умения
Владеть формами и методами обучения, в том числе
выходящими за рамки учебных занятий: проектная
деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и
т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов
развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению
в целях включения в образовательный процесс всех
обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для которых русский язык не
является родным; обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей
области человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности:
игровую, учебно-исследовательскую, художественнопродуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей
образовательной организации, места жительства и историкокультурного своеобразия региона
Необходимые
знания
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных образовательных стандартов и основной
общеобразовательной программы, его истории и места в
мировой культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место
образования в жизни личности и общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и
кризисы развития, социализация личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные
девиации, а также основы их психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы
оценки результатов обучения
Основы методики преподавания, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых
актов, регламентирующих образовательную деятельность в
Российской Федерации, нормативных документов по вопросам
обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования, законодательства о правах ребенка, трудового
законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания
детей и молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Происхождени
е трудовой
функции
Воспитательная
деятельность
Оригинал
X
Код
А/02.
6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Заимствован
о из
оригинала
Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональ
ного стандарта
Трудовые действия
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения
безопасной образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и
методов воспитательной работы, используя их как на
занятии, так и во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию
обучающихся, независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения
обучающимися в соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой,
спортивной, художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности
ученических органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни
образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и
жизни в условиях современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий
родителей (законных представителей) обучающихся, помощь
семье в решении вопросов воспитания ребенка
Необходимые
умения
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных
особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)
разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их
родителей (законных представителей) и педагогических
работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения
обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и
экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и
другими специалистами в решении воспитательных задач
Необходимые
знания
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере
образования и федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических)
систем, роль и место образования в жизни личности и
общества
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и
кризисы развития и социализации личности, индикаторы и
индивидуальные особенности траекторий жизни и их
возможные девиации, приемы их диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные
принципы деятельностного подхода, виды и приемы
современных педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные
документы, регулирующие организацию и проведение
мероприятий за пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Происхождени
е трудовой
функции
Развивающая деятельность
Оригина
л
X
Ко
д
А/03.
6
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Трудовые действия
Уровень
(подуровень)
квалификации
Регистрационны
й номер
профессиональ
ного стандарта
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных
проблем обучающихся, связанных с особенностями их
развития
Оценка параметров и проектирование психологически
безопасной и комфортной образовательной среды, разработка
программ профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и
оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
Освоение и применение психолого-педагогических
технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для
адресной работы с различными контингентами учащихся:
одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие
в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, детисироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и
реализация совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального развития
ребенка
Освоение и адекватное применение специальных
технологий и методов, позволяющих проводить
коррекционно-развивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и
жизни в условиях современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни
Формирование и реализация программ развития
универсальных учебных действий, образцов и ценностей
социального поведения, навыков поведения в мире
виртуальной реальности и социальных сетях, формирование
толерантности и позитивных образцов поликультурного
общения
Формирование системы регуляции поведения и
деятельности обучающихся
Необходимые умения
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи
любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных
возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья
Использовать в практике своей работы психологические
подходы: культурно-исторический, деятельностный и
развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими
специалистами) психолого-педагогическое сопровождение
основных общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов (психологов,
дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими
специалистами) психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные
образовательные маршруты, индивидуальные программы
развития и индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики
личностных характеристик и возрастных особенностей
обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в
преподаваемом предмете предметные и метапредметные
компетенции, а также осуществлять (совместно с
психологом) мониторинг личностных характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Необходимые знания
Педагогические закономерности организации
образовательного процесса
Законы развития личности и проявления личностных
свойств, психологические законы периодизации и кризисов
развития
Теория и технологии учета возрастных особенностей
обучающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ,
их социально-психологических особенности и
закономерности развития детских и подростковых
сообществ
Основные закономерности семейных отношений,
позволяющие эффективно работать с родительской
общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения
в развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности
развития детско-взрослых сообществ
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Происхождение
обобщенной
трудовой
функции
Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации основных
общеобразовательных
программ
Оригинал
X
Код
В
Уровень
квалификации
5-6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Возможные
наименования
должностей
Учитель, Воспитатель
Требования к
образованию и
обучению
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические науки" или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, либо высшее образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" либо высшее
образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации
Требования к
опыту
практической
работы
Требования к опыту практической работы не предъявляются
Особые условия
допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и
виды которых установлены законодательством Российской
Федерации; признанные недееспособными в установленном
федеральным законом порядке; имеющие заболевания,
предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование
документа
ОКЗ
Код
Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
2320
Преподаватели в средней школе
2340
Преподаватели в системе специального образования
3310
Преподавательский персонал начального
образования
3320
Персонал дошкольного воспитания и образования
3330
Преподавательский персонал специального обучения
ЕКС
-
Учитель
Воспитатель
ОКСО
050000
Образование и педагогика
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность
по реализации программ
дошкольного образования
Происхождени
е трудовой
функции
Оригина
л
Х
Код
В/01.5
5
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Трудовые
действия
Уровень
(подуровень)
квалификации
Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта
Участие в разработке основной общеобразовательной
программы образовательной организации в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации через
обеспечение безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в
образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе
детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с
федеральными государственными образовательными
стандартами и основными образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга
освоения
детьми образовательной программы и анализ образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных
задач (совместно с психологом и другими специалистами) по
результатам мониторинга с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов
(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми,
испытывающими трудности в освоении программы, а также с
детьми с особыми образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций,
необходимых для решения образовательных задач развития
детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей
возрастных и индивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному
обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и
условий для доброжелательных отношений между детьми, в
том числе принадлежащими к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а
также с различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и
дошкольном возрасте: предметной, познавательноисследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с
правилом), продуктивной; конструирования, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечение игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных
видах деятельности, создание условий для свободного выбора
детьми деятельности, участников совместной деятельности,
материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка
детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности
Организация образовательного процесса на основе
непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его
особых образовательных потребностей
Необходимые
умения
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем
и дошкольном возрасте: предметная, познавательноисследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечения игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в
соответствии с образовательной программой организации
Использовать методы и средства анализа психологопедагогического мониторинга, позволяющие оценить
результаты освоения детьми образовательных программ,
степень сформированности у них качеств, необходимых для
дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях
обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей
дошкольника (игровой, продуктивной, познавательноисследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
(законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач, использовать
методы и средства для их психолого-педагогического
просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными
для планирования, реализации и оценки образовательной
работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые
знания
Специфика дошкольного образования и особенностей
организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной
педагогики, включая классические системы дошкольного
воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и
дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в
раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность
по реализации программ
начального общего
образования
Происхожден
ие трудовой
функции
Оригинал
Х
Код
В/02.6
6
Заимствован
о из
оригинала
Код
оригинала
Трудовые действия
Уровень
(подуровень)
квалификации
Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта
Проектирование образовательного процесса на основе
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования с учетом особенностей
социальной ситуации развития первоклассника в связи с
переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на
всем протяжении обучения в начальной школе
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться
и универсальных учебных действий до уровня, необходимого
для освоения образовательных программ основного общего
образования
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с
учетом неравномерности индивидуального психического
развития детей младшего школьного возраста, а также
своеобразия динамики развития учебной деятельности
мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом своеобразия
социальной ситуации развития первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из данных
мониторинга образовательных результатов с учетом
неравномерности индивидуального психического развития
детей младшего школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного обучения и
воспитания), а также своеобразия динамики развития
мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы (во
взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике
возможных трудностей адаптации детей к учебновоспитательному процессу в основной школе
Необходимые
умения
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей
к учителю и распознавать за ними серьезные личные
проблемы
Ставить различные виды учебных задач (учебнопознавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и
организовывать их решение (в индивидуальной или
групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного
и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя
при этом баланс предметной и метапредметной составляющей
их содержания
Во взаимодействии с родителями (законными
представителями), другими педагогическими работниками и
психологами проектировать и корректировать
индивидуальную образовательную траекторию обучающегося
в соответствии с задачами достижения всех видов
образовательных результатов (предметных, метапредметных
и личностных), выходящими за рамки программы начального
общего образования
Необходимые
знания
Основные и актуальные для современной системы
образования теории обучения, воспитания и развития детей
младшего школьного возрастов
Федеральные государственные образовательные стандарты и
содержание примерных основных образовательных программ
Дидактические основы, используемые в учебновоспитательном процессе образовательных технологий
Существо заложенных в содержании используемых в
начальной школе учебных задач обобщенных способов
деятельности и системы знаний о природе, обществе,
человеке, технологиях
Особенности региональных условий, в которых реализуется
используемая основная образовательная программа
начального общего образования
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая
деятельность по реализации
программ основного и
среднего общего
образования
Происхождение
трудовой
функции
Оригинал
Х
Код
В/03.6
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Трудовые действия
Уровень
(подуровень)
квалификации
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Формирование общекультурных компетенций и понимания
места предмета в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности
обучающегося оптимальных (в том или ином предметном
образовательном контексте) способов его обучения и
развития
Определение совместно с обучающимся, его родителями
(законными представителями), другими участниками
образовательного процесса (педагог-психолог, учительдефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития,
разработка и реализация (при необходимости)
индивидуального образовательного маршрута и
индивидуальной программы развития обучающихся
Планирование специализированного образовательного
процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов
обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми
образовательными потребностями на основе имеющихся
типовых программ и собственных разработок с учетом
специфики состава обучающихся, уточнение и модификация
планирования
Применение специальных языковых программ (в том числе
русского как иностранного), программ повышения языковой
культуры, и развития навыков поликультурного общения
Совместное с учащимися использование иноязычных
источников информации, инструментов перевода,
произношения
Организация олимпиад, конференций, турниров
математических и лингвистических игр в школе и др.
Необходимые
умения
Применять современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в
области педагогической и психологической наук, возрастной
физиологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий и методик обучения
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии
с основной общеобразовательной программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на
основе примерных основных общеобразовательных программ
и обеспечивать ее выполнение
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в
том числе исследовательскую
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение,
осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе)
с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события
современности
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в
образовательном процессе
Использовать современные способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных технологий (ведение
электронных форм документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся)
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и
средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным
планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов основного
общего образования и среднего общего образования
Владеть основами работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и
их родителями (законными представителями), другими
педагогическими и иными работниками
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения
Необходимые
знания
Основы общетеоретических дисциплин в объеме,
необходимых для решения педагогических, научнометодических и организационно-управленческих задач
(педагогика, психология, возрастная физиология; школьная
гигиена; методика преподавания предмета)
Программы и учебники по преподаваемому предмету
Теория и методы управления образовательными системами,
методика учебной и воспитательной работы, требования к
оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
помещений к ним, средства обучения и их дидактические
возможности
Современные педагогические технологии реализации
компетентностного подхода с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся
Методы и технологии поликультурного,
дифференцированного и развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности
образовательной среды
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
Происхождение
трудовой
функции
Модуль "Предметное
обучение. Математика"
Оригинал
Х
Код
В/04.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия
Формирование способности к логическому рассуждению и
коммуникации, установки на использование этой
способности, на ее ценность
Формирование способности к постижению основ
математических моделей реального объекта или процесса,
готовности к применению моделирования для построения
объектов и процессов, определения или предсказания их
свойств
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в
области математики и информатики
Формирование внутренней (мысленной) модели
математической ситуации (включая пространственный образ)
Формирование у обучающихся умения проверять
математическое доказательство, приводить опровергающий
пример
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в
задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной
математической моделью, в частности, формулой,
геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать
возможный результат моделирования (например вычисления)
Формирование материальной и информационной
образовательной среды, содействующей развитию
математических способностей каждого ребенка и
реализующей принципы современной педагогики
Формирование у обучающихся умения применять средства
информационно-коммуникационных технологий в решении
задачи там, где это эффективно
Формирование способности преодолевать интеллектуальные
трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять
уважение к интеллектуальному труду и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики и
информатики, физики, экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию
математики
Профессиональное использование элементов
информационной образовательной среды с учетом
возможностей применения новых элементов такой среды,
отсутствующих в конкретной образовательной организации
Использование в работе с детьми информационных ресурсов,
в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь
детям в освоении и самостоятельном использовании этих
ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию в
математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских
проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах
и ученических конференциях
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие
способности обучающихся к занятиям математикой,
предоставление им подходящих заданий, ведение кружков,
факультативных и элективных курсов для желающих и
эффективно работающих в них обучающихся
Предоставление информации о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения математики в других
образовательных и иных организациях, в том числе с
применением дистанционных образовательных технологий
Консультирование обучающихся по выбору профессий и
специальностей, где особо необходимы знания математики
Содействие формированию у обучающихся позитивных
эмоций от математической деятельности, в том числе от
нахождения ошибки в своих построениях как источника
улучшения и нового понимания
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и
малоправдоподобных данных
Формирование позитивного отношения со стороны всех
обучающихся к интеллектуальным достижениям
одноклассников независимо от абсолютного уровня этого
достижения
Формирование представлений обучающихся о полезности
знаний математики вне зависимости от избранной профессии
или специальности
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в
процессе решения задачи, выявление сомнительных мест,
подтверждение правильности решения
Необходимые
умения
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения
(например, решение задачи) в математических и иных
контекстах, понимать рассуждение обучающихся
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с
результатом: подтверждение его правильности или
нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения;
помощь обучающимся в самостоятельной локализации
ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении
(обобщении, сокращении, более ясном изложении)
рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности
математической истины и математического доказательства,
предотвращать формирование модели поверхностной
имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла; поощрять выбор различных путей в решении
поставленной задачи
Решать задачи элементарной математики соответствующей
ступени образования, в том числе те новые, которые
возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад
(включая новые задачи регионального этапа всероссийской
олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и приемы
понимания математического текста, его анализа,
структуризации, реорганизации, трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и
жизненных ситуаций, в которых можно применить
математический аппарат и математические инструменты
(например, динамические таблицы), то же - для
идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
Совместно с обучающимися создавать и использовать
наглядные представления математических объектов и
процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной
доске, с помощью компьютерных инструментов на экране,
строя объемные модели вручную и на компьютере (с
помощью 3D-принтера)
Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
Проводить различия между точным и (или) приближенным
математическим доказательством, в частности, компьютерной
оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием,
узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из
возрастных и индивидуальных особенностей каждого
обучающегося, характера осваиваемого материала
Владеть основными математическими компьютерными
инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,
геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
Квалифицированно набирать математический текст
Использовать информационные источники, следить за
последними открытиями в области математики и знакомить с
ними обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим
необходимый материал (из всего курса математики), в форме
предложения специальных заданий, индивидуальных
консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять
пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий,
при необходимости прибегая к помощи других
педагогических работников, в частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности"
всех учащихся в образовательный процесс (в частности,
понимание формулировки задания, основной терминологии,
общего смысла идущего в классе обсуждения)
Работать с родителями (законными представителями),
местным сообществом по проблематике математической
культуры
Необходимые
знания
Основы математической теории и перспективных
направлений развития современной математики
Представление о широком спектре приложений математики и
знание доступных обучающимся математических элементов
этих приложений
Теория и методика преподавания математики
Специальные подходы и источники информации для обучения
математике детей, для которых русский язык не является
родным и ограниченно используется в семье и ближайшем
окружении
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
3.2.5. Трудовая функция
Наименование
Происхождение
трудовой
функции
Модуль "Предметное
обучение. Русский язык"
Оригинал
Х
Код
В/05.6
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Трудовые действия
Уровень
(подуровень)
квалификации
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Обучение методам понимания сообщения: анализ,
структуризация, реорганизация, трансформация,
сопоставление с другими сообщениями, выявление
необходимой для анализирующего информации
Осуществление совместно с обучающимися поиска и
обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на
них социума, формирование у обучающихся "чувства
меняющегося языка"
Использование совместно с обучающимися источников
языковой информации для решения практических или
познавательных задач, в частности, этимологической
информации, подчеркивая отличия научного метода изучения
языка от так называемого "бытового" подхода ("народной
лингвистики")
Формирование культуры диалога через организацию устных и
письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия
решений и разрешения конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений обучающихся,
поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях
и других форумах, включая интернет-форумы и интернетконференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в
максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или
объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни,
спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений
художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и
т.п.
Поощрение индивидуального и коллективного литературного
творчества обучающихся
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках,
стимулирование создания ими анимационных и других
видеопродуктов
Моделирование видов профессиональной деятельности, где
коммуникативная компетентность является основным
качеством работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты, художественного
или научного альманаха, организация школьного радио и
телевидения, разработка сценария театральной постановки
или видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в практике
устной и письменной речи норм современного литературного
русского языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники
опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с
автором, недопущения нарушения авторских прав
Необходимые
умения
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в
том числе как не родному
Использовать специальные коррекционные приемы обучения
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным
сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя
различия местной и национальной языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к местным языковым
явлениям, отражающим культурно-исторические особенности
развития региона
Проявлять позитивное отношение к родным языкам
обучающихся
Давать этическую и эстетическую оценку языковых
проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка
субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной
потребности обучающихся в коммуникации как процессе,
жизненно необходимом для человека
Необходимые
знания
Основы лингвистической теории и перспективных
направлений развития современной лингвистики
Представление о широком спектре приложений лингвистики и
знание доступных обучающимся лингвистических элементов
этих приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их
отличия от местной языковой среды
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального
стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы "Московский городской
психолого-педагогический университет"
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Центр образования N 109