1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее по тексту Положение,
ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 60 «Росинка», ее организационную
и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества
образования, контролю качества образования.
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об
утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы
образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию;
- Приказ Минобрнауки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
1.3. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих
профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе на сотрудников,
работающих по совместительству.
1.4. Под ВСОКО понимается проведение комплекса процедур (контроль, наблюдение, обследование,
изучение, анализ), направленных на установление уровня соответствия или несоответствия требованиям
действующего законодательства РФ в части обеспечения качества образования.
1.5. На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение,
проведение
необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины
• Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки
обучающегося, выражающая степень их
соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», статья 2, п 29).
• Система оценки качества дошкольного образования – совокупность взаимосвязанных
субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания
основных качественных характеристик ДО, свидетельствующих о выполнении установленных
нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников
дошкольных образовательных организаций.
•
Качество образования ДОУ – может быть определено как соответствие системы дошкольного
образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям
государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов
ДОУ (учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ.)
• Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в Учреждении
осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые
и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Используемые в
Учреждении критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть
построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации
образовательной программы (комментарии к ФГОС дошкольного образования, письмо
Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249) .
• Оценивание качества – оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой
Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании
направлено в первую очередь на оценивание созданных организацией условий в процессе
образовательной деятельности.
• Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого
объекта.
• Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов,
определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом
которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов,
условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных
документах и локальных актах, системе государственно-общественных требований к качеству
образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
• Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых
соответствует реализуемым образовательным программам.
1.8. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности;
- педагогический мониторинг;
- психолого-педагогическая диагностика;
- социологическое анкетирование (участников образовательных отношений);
- аналитические отчеты педагогов ДОУ (об итогах реализации ОП ДО, созданных условиях для
качественной реализации ОП ДО);
- наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий, организуемых педагогами ДОУ.
1.9. Настоящее положение, все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются
педагогическим советом ДОУ, утверждаются приказом заведующего ДОУ.
1.10. Настоящее положение действует до принятия нового.
2.Основные цели, задачи, принципы и функции внутренней системы оценки качества образования.
2.1. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия качества
дошкольного образования в ДОУ федеральному государственному
образовательному стандарту
дошкольного образования.
2.2. Задачи внутренней системы оценки качества образования:
- получить объективную информацию о функционировании развития учреждения;
- предоставить участникам образовательного процесса достоверную информацию о
качестве образования;
- принять обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию
образовательного процесса в учреждении;
- прогнозировать развитие образовательной системы ДОУ;
2.3. Системы оценки качества образования в ДОУ строится в соответствии с принципами:
системности;
объективности информации о качестве образования;
принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и
самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения
потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
открытости
прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в
образовательной политике, информации для различных групп потребителей;
реалистичности требований, показателей, критериев качества образования, их социальной и
личностной значимости.
3.Организационная структура ВСОКО
3.1. Организационная структура МБДОУ – детский сад № 60 «Росинка», занимающаяся оценкой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного
учреждения, педагогический совет, службу (группу) мониторинга МБДОУ – детский сад № 60 «Росинка».
3.2. Руководство мониторингом в образовательной организации находится в компетенции руководителя
МБДОУ – детский сад № 60 «Росинка», заместителя заведующего по воспитательно-методической
работе, которые:
- определяют объем и структуру информационных блоков и организуют их;
- планируют и организуют комплексные мониторинговые исследования разных сторон деятельности
организации;
- организуют распространение информации о результатах мониторинга.
3.3. Приказом заведующего назначается группа мониторинга т.е. временные структуры (творческие группы
педагогов, комиссии и др.) из числа участников образовательных отношений.
3.4. Администрация ДОУ
организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных
условий;
•
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО дошкольного
учреждения и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего дошкольного учреждения и
контролирует их исполнение;
•
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы
оценки качества образования в дошкольном учреждении, участвует в этих мероприятиях;
•
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении
контрольно-оценочных процедур по вопросам качества образования;
•
организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, осуществляет
сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует
результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;
•
обеспечивает условия для подготовки членов группы мониторинга к осуществлению контрольнооценочных процедур;
•
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы
оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам
оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, деятельности
образовательного учреждения, публичный доклад заведующего);
• принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов,
полученных в процессе реализации ВСОКО;
3.5. Группа мониторинга:
•
разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей,
характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения;
•
участвует в разработке критериев инструментария оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов дошкольного учреждения;
•
проводит экспертизу ДОУ по оценке качества образования, уровня развития воспитанников и
формируют предложения по их совершенствованию;
•
готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам
оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения.
4. Порядок проведения внутренней системы оценки качества образования.
4.1.Реализация внутренней системы оценки качества образования осуществляется в ДОУ на основе
основной образовательной программы и годового плана ДОУ, комплексном плане контроля, программе
производственного контроля, утвержденными приказами заведующей и принятыми на заседаниях
педагогических советов.
4.2.Периодичность, формы и методы внутренней системы оценки качества образования соответствуют
федеральным государственным стандартам дошкольного образования, комплексном плане контроля,
программе производственного контроля.
4.3. Требования к собираемой информации:
полнота;
конкретность;
объективность;
своевременность.
4.4. Данные, полученные в результате контрольных мероприятий, отражаются в анализе выполнения
годового плана, отчете о результатах самообследования и других отчетных документах ДОУ.
4.5. По итогам контрольных мероприятий проводятся заседания Педагогического Совета ДОУ, Общего
собрания трудового коллектива, совещания при заведующей, наблюдательного совета.
4.6. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам контрольных
мероприятий, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными
показателями, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в
новом учебном году.
4.7. Контрольную деятельность в учреждении осуществляют заведующий, заместитель заведующего по
ВМР, завхоз, медицинская сестра, представители общественности и иные работники, назначенные приказом
заведующего.
4.8. Заведующий не позднее, чем за 2 недели издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля,
устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения
проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля.
4.9. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения
объективной информации о реальном состоянии дел и результатах деятельности. Нормирование и тематика
проверок находятся в исключительной компетенции заведующего ДОУ.
4.11. Основания для контрольной деятельности:
заявление педагогического работника на аттестацию;
комплексный план контроля;
программа производственного контроля;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
4.12. Продолжительность тематических или комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 510 дней.
4.13. Проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию,
относящуюся к предмету контроля.
4.14. При проведении оперативных (экстренных) проверок работники могут не предупреждаться заранее.
Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение
прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства
РФ, трудовой дисциплины работниками ДОУ.
4.15. Информация о результатах контрольной деятельности доводится до работников ДОУ не позднее 10
дней с момента завершения проверки.
4.16. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны
поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о
несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности
получить подпись проверяемого, запись об этом делает проверяющий или заведующий ДОУ.
5. Реализация ВСОКО
5.1. Объектом оценки внутренней системы качества образования является соблюдение обязательных
требований действующего законодательства РФ в части дошкольного образования (п. 1.1.ФГОС ДО).
5.2. Предметом ВСОКО являются:
- качество условий реализации ОП ДО;
- качество организации образовательной деятельности в ДОУ;
- качество результатов реализации ОП ДО.
5.2.1. Система оценки качества условий реализации ОП ДО ДОУ включает в себя:
5.2.1.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: соответствие компонентов
предметно-пространственной среды реализуемой ОП ДО, возрастным возможностям воспитанников,
требованиям ФГОС ДО.
5.2.1.2. Требования к материально-техническим условиям:
- Состояние здания, территории ДОУ.
- Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО (содержательнонасыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная).
- Использование современного оборудования, ТСО и игровых материалов;
- наличие условий в ДОУ для детей с ОВЗ;
- оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием;
средствами обучения и мебелью в соответствии с требованиями СанПиН, их соответствие требованиям
пожарной безопасности;
- учебно-методические условия (в том числе библиотечно-информационное обеспечение образовательного
процесса);
- Наличие сайта ДОУ (соответствие требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29 12 2012).
5.2.1.3. Требования к кадровым условиям:
- Доля укомплектованности педагогическими кадрами.
- Характеристика по уровню образования.
- Доля педагогических кадров с высшим профессиональным образованием от общего числа педагогов.
- Характеристика по стажу работы.
- Доля педагогов, прошедших курсовую переподготовку не менее одного раза в пять лет.
- Доля педагогов, принявших участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, фестивалях и
т д.
- Участие педагогов МАДОУ в составе жюри, экспертных группах и т.д.
- Результативное участие в смотрах, конкурсах ДОУ.
5.2.1.4. Требования к финансовым условиям: .
- Финансовое обеспечение реализации ООП бюджетного образовательного учреждения осуществляется
исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания.
- Оплата труда работников учреждения (средняя заработная плата).
- НСОТ (доля фонда стимулирующих выплат).
- Расходы на материально-технические ресурсы.
- Прочие финансовые показатели (доля внебюджетных средств от общих расходов учреждения)
5.2.1.5. Требования к психолого-педагогическим условиям:
- наличие условий в ДОУ для осуществления медицинского сопровождения воспитанников в целях
- охраны и укрепления их здоровья;
- наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения
воспитанников, инклюзивного образования (в случае его организации);
- наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ОП ДО;
оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОУ (результативность реализации
специфических мероприятий, направленных на обеспечение физического развития детей: программы,
технологии).
- Состояние здоровья лиц, обучающихся по программам ДОУ.
- Отсутствие случаев детского травматизма во время пребывания в ДОУ.
- Соблюдение санитарно-гигиенического режима.
- Наблюдение и контроль за состоянием психофизического здоровья детей.
- Отсутствие отрицательной динамики карантинов по инфекционным заболеваниям.
Снижение количества заболеваний детей.
5.2.2. Система оценки качества образовательной деятельности в ДОУ
o
Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным
программам дошкольного образования включает в себя.
- Соответствие содержания ООП ДО ФГОС ДО.
- Эффективное использование современных образовательных технологий.
- Наличие учебно-методического комплекса в соответствии с реализуемыми программами.
- Качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
изобразительной, физической, конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе
режимных моментов;
- Доля воспитанников, принявших участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах,
олимпиадах.
- Соответствие уровня развития детей целевым ориентирам
- Наличие в ДОУ психолого-педагогического сопровождения детей с особой исходной ситуацией развития;
- Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством предоставляемых образовательных
услуг.
5.2.3. Система оценки качества результатов образовательной деятельности в ДОУ. Содержание процедуры
оценки системы качества результатов освоения ОП ДО включает в себя оценку:
динамики индивидуального развития детей при освоении ОП ДО;
динамики показателей здоровья детей;
динамики уровня адаптации детей к условиям ДОУ;
уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их образовательных достижений);
уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности;
уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования в ДОО.
5.2.4. Создание безопасных условий при организации образовательного процесса
- Наличие охранно-пожарной сигнализации.
- Наличие нормативно-правовой базы для обеспечения безопасности воспитанников и работников.
- Наличие (отсутствие) вынесенных предписаний со стороны органов противопожарной безопасности,
инспекции по охране труда.
- Состояние оборудования помещений для работы с детьми.
5.3. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования в ДОУ составляется
план функционирования внутренней системы оценки качества образования на учебный год, в котором
определяются формы, направления, сроки, порядок проведения оценки качества образования, ее
периодичность, ответственные и исполнители. План внутреннего мониторинга является составной частью
планирования деятельности ДОУ на учебный год.
5.4. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий:
- сбор информации на основе используемых методик;
- анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными показателями;
- рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете ДОУ;
выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих решений по устранению
отрицательных последствий;
- формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе
анализа полученных данных.
5.5. Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочноаналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально
выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.
5.6. Результаты анализа данных ВСОКО могут быть использованы для составления ежегодного отчета ДОУ
о результатах самообследования деятельности.
5.7. Подведение итогов и оформление результатов ВСОКО:
Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем
предоставления информации основным заказчикам и потребителям образовательных услуг, в том числе
посредством размещения отчета о самообследовании на официальном сайте ДОУ.
6. Права участников контрольной деятельности.
При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями работника,
аналитическими материалами педагога;
- изучать деятельность работников;
- проводить экспертизу деятельности;
- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
Проверяемый работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;
- обратиться в комиссию по трудовым спорам ДОУ или вышестоящие органы управления образованием при
несогласии с результатами контроля.
7. Ответственность
8.1. Проверяющий, занимающийся контрольной деятельностью в ДОУ, несет ответственность за
достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля.
8.2. Заведующий ДОУ несет ответственность за предоставление информации самоанализа, оценки качества
образования Учредителю и размещение на сайте ДОУ.
9. Делопроизводство
9.1. Справка по результатам контроля должна содержать в себе следующие разделы:
- вид контроля;
- форма контроля;
- тема проверки;
- цель проверки;
- сроки проверки;
- состав комиссии;
- результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.);
- положительный опыт;
- недостатки;
- выводы;
- предложения и рекомендации;
- подписи членов комиссии;
- подписи проверяемых.
9.2. По результатам контроля заведующий ДОУ издает приказ, в котором указываются:
- вид контроля;
- форма контроля;
- тема проверки;
- цель проверки;
- сроки проверки;
- состав комиссии;
- результаты проверки;
- решение по результатам проверки;
- назначаются ответственные лица по исполнению решения;
- указываются сроки устранения недостатков;
- указываются сроки проведения повторного контроля;
- поощрение и наказание работников по результатам контроля.
9.3. По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым, при необходимости готовится сообщение о состоянии дел на административном совещании, педагогическом совете, на Общем
собрании трудового коллектива.
9.4. Материалы процедуры внутренней оценки качества образования хранятся в информационном банке
ДОУ в течение трех лет.